Керченский штурмовик

ил-2

18 августа 2015 года при строительстве моста через Керченский пролив, командой гидрологов был обнаружен штурмовик Ил-2. Когда самолет удалось поднять на борт судна, в кабине были обнаружены останки летчика. Самолет доставили в Геленджик, где он был обследован поисковиками на предмет обнаружения номеров и последующего установления имени летчика.

Находки в кабине

Грудная клетка летчика находилась внутри спасательного жилета в районе педалей. Среди ребер найден орден Красного Знамени. Состояние крайне печальное, при попытках очистить его от наростов, обламываются края, номер не читается.

Пистолет изъяли сразу после подъема, еще до передачи обломков самолета поисковикам, кожа на кобуре мягкая. Присутствуют остатки чего-то типа свитера, были летные очки, ну и спасательный жилет.

С останками пилота был найден нагрудный знак «Гвардия» По какому-то роковому стечению обстоятельств латунная Гвардия сохранилась гораздо лучше, чем серебряный орден Красное Знамя.

После очистки двигателя самолета, был обнаружен заводской номер. Ил-2 №7826 с мотором №25301 выпущен на заводе №1 в Куйбышеве 19 июля 1943 года.

Экипаж

От поисковиков пришла информация, что самолет Ил-2 № 7826 с мотором АМ-38Ф № 25301 из состава 2 АЭ 8 ГШАП ВВС ЧФ нбз 01.11.1943 г., пилот гвардии мл. л-т Ударов.

Воздушный стрелок Калинкин Петр Павлович, гвардии младший сержант, 1924 г.р., член ВЛКСМ, в РККФ с 1943 года, уроженец села Сергиевка Уметского района Тамбовской области. Найти его останки нереально. Глубина залегания самолета была относительно небольшая и его просто разорвало штормами, второе крыло вообще не нашли. Плюс в этим месте очень сильное течение.

В архиве уточнили номер ордена Ударова № 50071. Не смотря на то, что на награде он практически не читается, тем не менее именно такая версия номера и была принята за основу при изучении реверса ордена под разными углами.

Ударов

мл. лейтенант Ударов А.П. фото из Центрального военно-морского архива

Последний вылет

Информацию о последнем боевом вылете экипажа Ударова и Клинкина предоставил А.Я Кузнецов:

Экипаж Ударов — Калинкин вылетел 1 ноября 1943 года в 12:00 составе 6-ки Ил-2 (ведущий — майор Челноков) в сопровождении двух Як-1 9-го истребительного авиаполка на уничтожение артбатарей в районе Эльтигена. В 12:18-12:20 сделали 2 захода по зенитным батареям, блиндажам, окопам, автомашинам (до 12 штук), пехоте и огневым точкам 20-мм зенитных автоматов. По наблюдениям, разрывы наблюдались по целям, прямыми попаданиями РС-82 уничтожены 2 автомашины, уничтожены 2 огневые точки 20-мм автоматов и до 15 солдат. Вызван небольшой взрыв — предположительно уничтожен склад боеприпасов. Противник противодействовал зенитным огнем (в т.ч. огонь зенитных автоматов оценен как интенсивный).

Удары нашей штурмовой авиации и огонь артгруппы Малахова 1 ноября смогли компенсировать слабость десанта в первый день операции и помогли героям Эльтигена отстоять плацдарм.

Над целью группу атаковала пара Ме-109 из I./JG52*, которые и сбили самолет Ударова.

Кто сбил?

В этот день немцы подали много заявок на победы над нашими Ил-2 над Керченским проливом, особенно «отличились» хорваты.
Ofw. Rudolf Trenkel 2./JG 52 Il-2 m.H. 66 731: at 250 m. 10.15
Oblt. Paul-Heinrich Dähne 2./JG 52 Il-2 m.H. 66 831: at 200 m. 10.18
Oblt. Mato Dukovac 15. (Kroat)/JG 52 Il-2 m.H. 66 593: at 300 m. 05.30
Fw. Eduard Martinko 15. (Kroat)/JG 52 Il-2 m.H. 66 731: at 2.000 m. 10.50
Fw. Eduard Martinko 15. (Kroat)/JG 52 Il-2 66531: at 1.500 m. 13.43
Oblt. Mato Dukovac 15. (Kroat)/JG 52 Il-2 m.H. 66 733: at 200 m. 14.50
Uffz. Zdenko Avdic 15. (Kroat)/JG 52 Il-2 m.H. 66 733: at 300 m. 14.55

Самолет Ударова сбил или Рудольф Тренкель (его 98-я заявка, всего за войну заявил 138 сбитых самолетов), или Пауль-Генрих Дэне (67-я заявка, всего к моменту его гибели за ним числилось 99 сбитых). Или же Дэне добил подбитый Тренкелем Ил-2. Тренкель заявил сбитый Ил-2 в 12:15 мск как раз в районе Эльтигена, а Дэне — в 12:18 мск восточнее Тамани. Но скорее всего там в квадрате опечатка (66831 вместо 66731) и речь идет о том же воздушном бое, т.к. восточнее Тамани в это время вроде бы никаких воздушных боев не было и наши самолеты не терялись.

Против таких опытных летчиков прикрытие из 2 Як-1 было, конечно маловато. Во всех лопастях винта следы от попадания 20 мм снарядов бортового вооружения МЕ-109. Даже в пулемете УБТ присутствуют попадания.

Судьба вражеских пилотов

Рудольф Тренкель на следующий день, 2 ноября в бою с советскими Як-9 был сбит и тяжело ранен. После капитуляции Германии был взят в плен американскими войсками, но через некоторое время немецкого аса передали советской стороне, которая освободила Рудольфа уже через четыре недели заключения. Умер 26 апреля 2001 года в возрасте 83 лет.

Пауль-Генрих Дэне 2 ноября 1943 года в двух вылетах сбил Як-1 и четыре Ил-2  и его счет достиг 67 побед. В начале марта 1945 года возглавил II./JG1, которая вскоре получила реактивные Не-162. 24 апреля его Не-162А-2 потерпел аварию при посадке на аэродром Варнемюнде. В последний момент Дэне решил катапультироваться, однако система аварийного сброса фонаря кабины не сработала, и он получил смертельные травмы головы.

По информации сайта warbirds.ru Пауль-Генрих Дэне 67-ю заявку сделал не 1-го, а 2-го ноября, когда он за два вылета сбил один ЯК-1 и четыре ИЛ-2. Скорее всего он непричастен к гибели Ударова.

А вот у Тренкеля как раз за несколько дней всего один сбитый ИЛ-2 и именно 1-го ноября. На следующий день его самого сбили, тяжело ранив. Он лечился аж до лета 1944 года


* примечание: JG52 (Jagdgeschwader 52) — 52-я истребительная эскадра люфтваффе, добившаяся наибольших успехов во Второй мировой войне. Общий боевой счет пилотов эскадры превысил 10 000 побед. В эскадре служили три самых результативных аса люфтваффе: Эрих Хартманн (352 победы), Герхард Баркхорн (301 победа) и Гюнтер Ралль (275 побед).

ме-109

Мессершмидт Bf-109

 

Поиск

Ордена и медали

Вопросы истории

Мастер-класс

Реклама



Подписка

Обратная связь